Почему православные празднуют рождество 7 января. Католическое Рождество: когда отмечается, история, традиции и обычаи, поздравления. Разница в традициях

На самом деле, именно этот аргумент и показывает полное отсутствие каких-либо знаний истории вопроса. Единственное, чем могут они «блеснуть», сводится только к обвинениям в сторону большевиков, которые в 1918 году перешли на григорианский календарь, и Рождество «оказалось» 7-го января по новому стилю.

В полной несостоятельности этих «ответственных» лиц наш народ уже убедился, но неясности остаются. И мы сейчас решим эту «непосильную» загадку.

Итак, формулируем вопрос: почему, фактически, вся Европа отмечает Рождество Христово 25 декабря, а мы – 7-го января?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться в отличиях между юлианским, григорианским и новоюлианским календарями. Для этого, рассмотрим некоторые эпизоды церковной истории:

Дата Рождества Христова

Каждая мать, помнит и день, и час рождения каждого своего ребенка. Об этом дне Матерь Божия, естественно, рассказала апостолам - это 25 декабря. Господь Иисус Христос родился, когда на земле был Юлианский календарь, разработанный группой александрийских астрономов и введённый Юлием Цезарем с 1 января 45 года до Рождества Христова.

Если говорить о письменных источниках, то 25 декабря как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском» впервые упоминает римский хронограф 354 года, основывающийся на календаре, восходящем к 336 году.

Первый Вселенский собор и дата Пасхи

Самый главный праздник в христианстве - это Пасха и на первом Вселенском Соборе в 325 году, проходившем в г. Никее, был предложен расчет даты Пасхи. Все христиане должны отмечать Пасху в один день - в первый воскресный день после полнолуния со дня весеннего равноденствия. Таким образом, Пасха Христова не совершается в один и тот же день или раньше пасхи иудейской.

Спустя какое-то время, дата Пасхи перестала соответствовать принятому правилу расчета. Проблема была в том, что день равноденствия брался из календаря, а не из наблюдений. Ошибка в юлианском календаре смещала день равноденствия каждые 128 лет на один день назад, и к 1582 году разница составила десять дней.

Получалось, что нарушается правило «Первый воскресный день после полнолуния со дня весеннего равноденствия». Чтобы уйти от этой проблемы и сохранить формулировку правила, был введен григорианский календарь, задачей которого являлось сохранение минимальной разницы между природным (астрономическим) весенним равноденствием и календарным, приходящимся на 21 марта.

Введение Григорианского календаря

Итак, в 1582 году папой римским Григорием XIII был введен новый, «григорианский» календарь, получивший определение «новый стиль», а старый, юлианский календарь, стали называть «старым стилем».

С одной стороны, проблема была решена, но с другой - ошибка перешла в саму суть пасхалии - в определение даты, собственно, Пасхи. Православная традиция, сохраняя истинный расчет даты Пасхи, в отличие от Католической церкви, не перешла на григорианский календарь, и все расчеты православных событий ведет по юлианскому календарю. Поэтому, например, Рождество Христово по календарному исчислению - 25 декабря, а соответствует оно дате 7 января по современному (григорианскому) календарю.

Различие между новым и старым стилем, каждые сто с лишним лет, увеличивается на 1 день и в XXI веке составляет 13 суток, а в 2100 году разница будет 14 дней, то есть 25 декабря (юлианского календаря) будет соответствовать 8 января (григорианского).

Православные традиции

В то время, как в Европе появился новый григорианский календарь, в Российской империи продолжали пользоваться юлианским. Когда в 1918 году власть большевиков ввела григорианский календарь, Церковь такого решения не одобрила.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении юлианского календаря: таким образом, появился «новоюлианский» календарь.

В ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают Украинская, Грузинская, Русская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.

Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются не «католическим» григорианским календарем, а так называемым «новоюлианским», который, пока, совпадает с Григорианским.

Расхождение между григорианским и новоюлианским календарями в один день накопится к 2800 году. Расхождение юлианского календаря с астрономическим годом в 1 день накапливается за 128 лет, григорианского - за 3333 года, а новоюлианского - за 40 000 лет.

Итак, Господь Иисус Христос родился, когда на земле был юлианский календарь, 25 декабря «старого стиля». Православные никакого 7 января не празднуют. Когда светский календарь (григорианский) по «новому стилю» показывает дату 7 января в богослужебных книгах стоит дата 25 декабря, мы празднуем его по юлианскому календарю.

С Праздником Рождества Христова!

Прим. ред. - А что касается постоянных мантр «сделаем, как в Европе», мне хотелось бы напомнить фразу из очень хорошего фильма конца 70-х годов прошлого века: - «Мама, он пишет диссертацию!». - «Лучше бы мусор выносил!»


Первых 330 лет в истории христианской веры из-за ее гонения Рождество Христово не праздновали. И лишь в IV веке римским императором Константином Великим было разрешено христианам открыто исповедовать свою веру и возвести церковь Рождества. С тех времен этот день начал почитаться как великое событие. Однако начиная с XVI века весь христианский мир разделился и отмечает этот праздник в разное время. Католики - 25 декабря, а православные - 7 января.

На Руси Рождество стали отмечать после введения христианства - в Х веке, и с тех времен этот праздник начинался в ночь на 25 декабря. Но с изменением календаря Юлианского на Григорианский поменялась и дата празднования. Известно, что современный календарь, называемый григорианским (новый стиль), ввел папа Григорий XIII в 1582 году, заменив юлианский календарь (старый стиль), применяемый с 45 столетия до нашей эры.


В связи с этим получилось так, что часть христианского мира, куда вошли не только Русская, но и Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, а так же Украинская Греко-Католическая Церковь также отмечает этот день 25 декабря, но еще по старому стилю - по Юлианскому.

Смена юлианского календаря в XVI веке вначале затронула католические страны, позже - протестантские. В России же григорианское летоисчисление было введено после революции 1917 года, а именно - 14 февраля 1918 года. Однако Русская Православная церковь, сохранив традиции, продолжает жить и отмечать христианские праздники по юлианскому календарю.

Развитие иконографии Рождества Христова

Стремление человека изображать главные события своей жизни берет свои истоки от первобытных племен. Поэтому такое событие как рождение Спасителя было важной вехой в жизни людей. В первых христианских изображениях Рождество Христово выглядело обычным рисунком, где изображали ясли с Младенцем и склоненную над ним Богородицей, а так же праведного Иосифа и ангелов, пастухов и волхвов, ослика и вола или корову.


Древнейшие археологические артефакты, найденные в христианских саркофагах, в виде первых иконографий на серебряных ампулах, в которые наливалось освященное в Палестине масло, являются тому подтверждением. А начиная с VI столетия уже сформировалась та иконография Рождества Христова, которая останется до XXI века.

Византийская иконография Рождества Христова включала в себя три плана: верх - «небо», центр - «соединение неба и земли», и низ - «землю». Древнерусская иконография, многие века следовавшая византийской традиции, а в XVII столетии заимствовала манеру западноевропейской живописи.


Значение некоторых символов в иконографии Рождества Христова


На фоне неба яркая Вифлеемская звезда в виде шаровой вспышки, касающаяся вершины горы с пещерой символизируют выражение: «Рождество – это небо на земле». Со времени рождения Христа небо стало открытым человеку, означающее, что путь на небо открыт и таким образом можно приблизиться к Богу, благодаря стремлению человеческой души вверх к вершине.

Часто в иконографии используют образы вола и осла это образы двух миров – израильского и языческого, для спасения которых пришел в мир Господь.


Форма яслей, напоминающая форму гроба так же символична: " Христос родился в мир, чтобы умереть за него и воскреснуть для него". Пастухи и язычники волхвы также имеют свою роль в иконографии, через которых Всевышний явился миру сему: "Отныне каждый человек может найти свою дорогу к Богу".


Рождество Христово на полотнах старых мастеров

Тема Рождества Христова при своей актуальности не могла не отразиться в творчестве художников разных христианских стран. Особенно богата религиозными сюжетами о рождении Спасителя Западно-Европейская живопись.


Филиппино Липпи был одним из первых итальянских художников, использовавший пейзаж в иконографии Рождества. Мадонна со слетевшими с небес ангелами поклоняются новорожденному Спасителю на лугу, усыпанному цветами, который огражден изгородью и символизирует рай.



Итальянец Паоло Веронезе использовав библейский сюжет, изобразил пышную и роскошную обстановку, где видим дорогие ткани, перья, драпировку, элементы античной архитектуры. Все полотно пропитано торжественностью знакового события.


Бартоломе Мурильо таинство рождения маленького Иисуса изобразил в виде жанровой сценки, где
на контрастах света и тени происходит поклонение пастухов. По толкованиям богословов именно эти простые люди станут духовными пастырями и первыми евангелистами.


Яркий свет, идущий от Младенца, который озаряет Мадонну и ангелов, усиливает ощущение Его божественности. А поющие ангелы, держащие лист с нотами, предают полотну Яна Калькара торжественность.



25 декабря Рождество Христово празднуют не только католики, но и православные многих стран, лютеране и другие протестантские конфессии.

Все дело в календаре - одни отмечают этот день по старому образцу (по Юлианскому календарю) - 7 января, другие - но новому, где дата выпадает на 25 декабря (по Григорианскому календарю). Вместе с тем, существуют некоторые отличия в традициях празднования Рождества у католиков и православных.

Григорий против Юлиана

Иисус Христос, согласно Евангелию, родился в иудейском городе Вифлеем во времена правления императора Августа. В тот момент на небе засияла Вифлеемская звезда.

Традиция изготавливать и украшать новогоднюю елку Вифлеемской звездой пришла с тех давних времен. Но отмечать это событие как праздник стали значительно позже. Первое упоминание о празднике Рождества Христова датируется IV веком.

В восточных и западных церквях до IV века Рождество Христово, которое соединялось с праздником Крещения, праздновали 6 января и именовали его Богоявлением.

Разница в датах празднования возникла после проведения римско-католической церковью в 1582 году календарной реформы, которая не была признана православной церковью.

Многие католические церкви, но далеко не все, перешли на Григорианский календарь, в котором Рождество выпадает на 25 декабря. А многие православные остались "верны" Юлианскому календарю, где датой рождения Христа является 7 января.

Поэтому 25 декабря нельзя называть "католическим", как и 7 января - "православным". О различиях в традициях празднования этого дня.

Облатка или кутья

Рождество отмечают в ночь - католики с 24 на 25 декабря, православные - с 6 на 7 января. В первом варианте это именуется - Сочельник, во втором - Святвечер.

В православных традициях празднованию Рождества предшествует 40-дневный пост. Самый строгий пост в Святвечер - не рекомендуется принимать еду до восхода первой, Вифлеемской, звезды. А ужин 6 января начинается с кутьи - главного блюда в постном рождественском меню. Всего таких блюд, по народным поверьям, на столе должно быть 12, и все постные.

А вот у католиков строгого поста нет - период воздержания, в том числе в пище, перед праздником не обязателен. Зато перед Рождеством есть период покаяния, длящийся 4 недели - Адвент. В это время верующие исповедуются, причащаются, молятся.

Обязательно в Сочельник все католики отправляются на богослужение в церковь и едят в этот день они лишь сочиво - зерна пшеницы или ячменя, отваренные в воде и приправленные медом. Садятся за стол так же, как и православные - с появлением первой звезды на небе. И тут вся семья обменивается облатками - пластинками пресного хлеба с фигурным рисунком, они символизируют тело Христа. Отломив кусочек облатки, тот, кому ее дарят, произносит доброе пожелание.

По народной традиции, у католиков на столе тоже должны стоять 12 постных блюд.

Подарки и украшения

Общепринятой традиции по украшению дома к Рождеству у православных - нет. Но одним из главных рождественских украшений является дидух - сноп из колосьев овса, пшеницы, ржи и льна, оставшихся после покоса. Он стоит в течение недели в углу под иконами.

Рождественские подарки у православных также не предусмотрены - обмениваются ими или в Новый год, или на День святого Николая.

А вот у католиков немного иная традиция. Во-первых, дом к Рождеству украшается тщательно - яслями, фигурками младенца Иисуса и Девы Марии и соломой. Обязательно к 24 декабря уже стоит нарядная елка, а где-то под потолком - омела. Также на столе - хвойный венок со свечами.

Во-вторых, именно в рождественскую ночь Санта Клаус, прообразом которого выступает святой Николай, приносит подарки и складывает их в специально подготовленные носки.

А как же гусь?

Рождественский ужин не состоит из жирного гуся с яблоками или огромной индейки. Как и принято в сочельник, на столе присутствуют лишь постные блюда. А вот гусь с индейкой появляется уже на трапезу 25 декабря. Собственно, как и у православных - 7 января на стол подают разнообразные мясные блюда. Пост-то закончился.

Любопытно, что за рождественским столом у католиков всегда есть одно пустое место: кто бы ни пришел в дом - будет желанным и дорогим гостем.

Рождество Христово – великий религиозный праздник, который знаменует рождение Иисуса Христа, Сына Божьего в христианстве.

Рождение Иисуса Христа описано в Новом Завете. В библейских Евангелиях от Луки и Матфея говорится, что Иисус родился в палестинском городе Вифлеем. Точная дата появления на свет Иисуса Христа неизвестна. Выбору даты 25 декабря для празднования Рождества сопутствовали различные факторы: в этот день происходит зимнее солнцестояние в римском календаре; это дата, которая наступает спустя 9 месяцев после 25 марта – праздника Благовещения и весеннего равноденствия.

В середине IV века Западная христианская церковь установила датой Рождества 25 декабря, которую позже приняли на Востоке. Сегодня большинство христиан празднуют Рождество в этот же день по григорианскому календарю. Однако православные христиане в Восточной, Центральной Европе и других местах мира справляют Рождество 7 января, спустя 13 дней после того, как множество стран мира (США, Канада, Австралия, Великобритания и др.) отмечают этот праздник 25 декабря.

Интересный факт: Православие представляет собой одно из 3-х крупнейших христианских направлений наряду с католицизмом и протестантизмом. В современном христианском мире православная церковь, как правило, живёт по юлианскому календарю («старому стилю»), католическая церковь следует григорианскому («новому стилю»).

Почему православное и католическое Рождество не совпадают

Юлианский и григорианский календари

Страны отмечают Рождество в разное время, поскольку используют разные календари:

  • юлианский календарь , который в 46 г. до н. э. ввёл древнеримский диктатор, великий понтифик Юлий Цезарь. Христианские страны использовали юлианский календарь начиная с VI века. Но со временем оказалось, что этот календарь имеет неточности: юлианский год на 11 минут превышал продолжительность солнечного года. Лишние минуты накапливались и в итоге каждые 128 лет дополнялся 1 день. Через 1,5 тыс. лет календарь отставал от тропического года на 10 дней, в результате чего в конце XVI в. появился новый календарь;
  • григорианский календарь , введённый в 1582 г. Папой Римским Григорием XIII. Этот календарь стал международным гражданским календарём, по которому католические христиане до сих пор празднуют Рождественский день 25 декабря. Григорианский календарь устранил неточность юлианского календаря и привёл в соответствие продолжительность гражданского года с солнечным годом. Для исправления отклонения юлианского календаря от солнечного времени, глава Римско-католической церкви Григорий XIII опустил 10 суток в 1582 г.: после 4-го октября последовало 15-е октября.

Изображение официального перехода с юлианского календаря на григорианский в 1582 году

Католические страны (Франция, Италия, Португалия, Испания, Польша) первыми приняли нововведение, со временем на новое исчисление времени перешли и православные страны, однако православные церкви для сохранения традиций продолжили использовать старый юлианский календарь.

Сегодня разница во времени между старым и новым календарями составляет 13 дней: 25 декабря (по юлианскому календарю) выпадает на 7 января (по григорианскому календарю). Это привело к расхождению в числах празднования Рождества в разных странах мира. По сути, у православных христиан Рождественский день сохраняется 25 декабря, которое выпадает на 13 дней позже этой даты в современном григорианском календаре.

Рождество в православных странах


Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Многие православные страны по-прежнему придерживаются традиционного юлианского календаря религиозных праздников. Россия, Казахстан, Сербия, Грузия, Македония, Эфиопия используют старый юлианский календарь и встречают Рождество в начале января. Иерусалимская православная церковь совершает рождественскую литургию в храме Гроба Господня 7 января.

Большинство православных государств используют григорианский календарь, но соблюдают светские или религиозные праздники по старому стилю. Например, по старому стилю празднуется Старый новый год (14 января); православное Крещение Господне (19 января), в отличие от католического (6 января).

Некоторые православные страны (Албания, Белоруссия, Молдавия, Украина) имеют два государственных праздника для Рождества – 25 декабря и 7 января. Это позволяет гражданам самостоятельно выбирать дату Рождественского праздника.

Интересный факт: Рождество 7 января также называется «православным Рождеством». Однако всего 56 % православных христиан мира (и 7 % из 12 % всех православных христиан мира) встречают Рождество в начале января, остальная их часть – в конце декабря.


Таким образом, Рождество Христово отмечают 7 января православные христиане, в то время как большинство стран мира справляют этот великий праздник 25 декабря. Литургический календарь православной церкви основан на старом юлианском календаре, в котором дата Рождения Сына Божьего Иисуса Христа установлена как 25 декабря. Однако в григорианском календаре, принятом большинством стран мира, этот день приходится на 13 дней позже из-за 13-дневного расхождения между календарями. Поэтому согласно юлианскому календарю Рождество справляется 7 января.

Рождество, независимо от календаря, по которому определяется дата праздника, для каждого верующего христианина – светлый праздник, являющийся лучшим временем для духовного единства, чествования семьи, религии и добра. Рождество люди обычно празднуют дома, а также посещают рождественские церковные службы.

Сегодня, 25 декабря 2014, западный христианский мир празднует Рождество Христово. В России этот праздник официально закреплен за 7 января и является выходным днем. Почему такой большой разрыв?

Думаю тебе доводилось слышать, что это из за отказа Православной Церкви переходить на «общемировой» календарь. Для некоторых это повод повысмеивать, в очередной раз задрать нос и гордо распустить свой петушиный хвостик.

Календарь, вещь настолько привычная и само-собой разумеющаяся, что почти никто даже не думает, как может быть иначе. В году 365 дней, а в каждом четвертом 366. Это все знают.

А знаешь ли ты, что всё вовсе не так?

Расхождение в 11 минут

В школах учат, что полный оборот земли вокруг солнца составляет 365 дней и 6 часов. Путем элементарных математических действий получаем, что если бы год длился 365 дней, каждые 4 года календарь отставал бы на целые сутки. Вот потому, мол, и понадобились високосные года. Те самые сутки как раз добавляют к февралю (ибо самый короткий), и все довольны.

На самом деле, астрономический год (тот самый полный оборот) длится 365 дней, 5 часов, 48 минут, 46 секунд. Таким образом, каждый год часики убегают на 11 минут вперед. Длительность года не делится на длительность суток без целого остатка. Там такая дробь… Потому все календари имеют недостатки. Вопрос лишь в степени выраженности.

Юлианский календарь

Вообще систему, при которой год равен 365 дням и 6 часам ввел Юлий Цезарь в 46 году до н.э. Это и есть привычные нам 3 года по 365 и один (високосный) 366 дней. И хотя сам принцип, двенадцать месяцев и измерение года по обороту вокруг солнца, взят у египтян, подобный календарь оказался настолько удобным, что римляне назвали его юлианским. Более того, даже переименовали месяц Квинтилис (когда родился император) в Юлиус (Июль).

А удобным он оказался потому, что до этого, римляне и греки, считали годы по лунным циклам.

Через год Цезаря зарезали другие благодарные римляне. Жрецы, непонятно с чего, стали объявлять високосным каждый третий год, и так до самого 9 года до н.р. В итоге, часики убежали вперед на несколько суток, что как бы не разу не здорово.

Разрулил начавшийся бардак император Октивиан Август. Он отменил високосные годы на следующие 16 лет. За это, и не только, римляне переименовали месяц Секстилис в Август. И это здорово, я считаю. А то название какое-то, скажем так, 18+. Особенно, если учитывать общую заголённость населения в этот летний месяц.

Григорианский календарь

Юлианский календарь был хорош, но эти 11 минут, о которых писал выше, он не учитывал. Ясное дело, что рано или поздно нашелся тот, кто их таки-учёл. Этим человеком стал Григорий Тринадцатый, глава Католической Церкви, в 1582 году.

По его календарю, годы кратные четырем объявляются високосными, кроме лет кратных числу 100. Годы кратные ста могут быть високосными лишь тогда, когда кратны цифре 400.

Тоже просто, понятно и гораздо точнее.

Однако, григорианский календарь не принял Собор Восточных Патриархов в 1583 году. А всё потому, что в некоторые годы Пасха иудейская получалась позже Пасхи христианской (Светлое Христово Воскресение), что противоречит не только хронологии, но и канонам Вселенских Соборов. Вообще, дата вычисления дня пасхи это отдельная история, достойная как минимум хорошего поста.

Русь

На Руси юлианский календарь приняли в 988 году вместе с христианством. До этого год вычисляли по сезонам и лунно-солнечному календарю.

Правда, год тогда начинался 1 марта, а не 1 сентября, как в Византии. Ну традиция у нас такая, начинать год по весне. Была.

20 декабря 1699 года Петр I подписал указ о новом летоисчислении, которое велось не от сотворения мира, а от Рождества Христова (1 января).

Если взять летоисчисление того времени, получится, что указ издан в 7208 году. Представляю сколько недовольных было, но устаканилось.

Шли годы, цари сменяли один другого, революция грянула, и вот, новые власти, добрались до календаря. Оказалось, что юлианский отстал от григорианского на 13 дней. Да и очень хотелось подгадить церкви. В общем, григорианский календарь ввели в приказном порядке, а даты пересчитали на так называемый «новый стиль».

С тех пор, расхождение между датами закрепилось. Получается, что Рождество празднуют 25 декабря все христиане. Просто календари разные. Весь мир сейчас живет по григорианскому, а Православная Церковь празднует главные праздники по юлианскому. В 2101 году «Православное Рождество» передвинется на 8 января.

Стоп! Не понял! Что не так с датами!?

Возможно, тебе покажется странным, что Рождество празднуют 25 декабря, хотя начало года считают от дня рождения Христа. Вроде выходит, что либо нужно праздновать 1 января, либо год начинать с 25 декабря.

На самом деле все просто. В Иудее ребенка считали официально рожденным только после того, как принесут в храм (для обрезания).

Потому, год празднуем с момента официального рождения (1 января), а Рождество, с фактического 25 декабря.

Наше время

Если думаешь, что на этом «приключения календаря» закончились, то это вовсе не так. На данный момент есть множество предложений по реформированию календаря. Из них, как минимум два, потрясают своей новизной, а одно просто хочет вернуть юлианский календарь обратно.

Последнее понятно, особенно православным, ведь благодаря расхождению в датах, на 1 января приходится пост, когда рекомендуется воздержание от алкоголя и прочих излишеств. Не потому-ли большевики так быстро перешли на григорианский календарь?

Два других предлагают очередное усовершенствование. Что ни говори, но и у современного календаря есть свои недостатки. Например: месяцы разной длины, или первые пол-года длиннее последних на несколько дней, что мешает плохим экономистам.

Первый вариант предложил философ О. Конт. Там предлагается ввести год из 13 месяцев и т.д. Учитывая трепетное отношение запада к числу 13, дальше можно не читать.

Второй, предложил астроном Г.Армелин (тоже из франции). Тут в году остается 12 месяцев. Год и каждый квартал начинаются с воскресения, а заканчиваются субботой. Первый месяц каждого квартала имеет 31 день, остальные 30. После 30 декабря добавляется дополнительный день недели — «никакой». В високосный год, подобный день добавляется еще и после 30 июня. Хм…, а не из фильма «31 июня» взял идею?

Не смотря на то, что этот вариант одобрили Франция, Индия и СССР, я — против. Думаю, христиане — тоже. Ведь сказано 6 дней делать свои дела, а седьмой посвятить Богу. На данный момент, это происходит хотя-бы номинально, за счет названия дней недели и соблюдения семидневного цикла. Если ввести армелинский календарь, церковь его точно не примет, и воскресные богослужения начнут проходить по будням, что сделает только хуже. И кто от этого выиграет?

Христианам это принципиально. Остальным — пофигу, а раз так, то путь остается как есть. Пользы больше.

Рождество Христово

За окном легкий морозец, солнце и пушистый снег. С Рождеством вас.

Все христиане (да и люди в целом) — братья и сестры, а значит буду праздновать и с тем, кто это делает сегодня, и с теми, кто будет отмечать 7 января.

Такой важный праздник не грех и повторить. Хотя бы для того, чтобы помнить.