Почему разнятся даты католического и православного рождества. Католическое Рождество: когда отмечается, история, традиции и обычаи, поздравления 25 декабря по новому стилю

Накануне лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил вернуться к летоисчислению по юлианскому календарю. Политику не нравится, что в России Рождество празднуется 7 января, а не 25 декабря, как в других странах мира. Предложение поддержал протоиерей РПЦ Всеволод Чаплин, который напомнил, что григорианский календарь был введен большевиками в 1918 году.

Фото: Владимир Федоренко/РИА Новости

В чем разница

Разница между юлианским и григорианским календарем на сегодняшний день составляет 13 дней. Григорианский точнее соответствует циклу оборота Земли вокруг Солнца, таким образом, в отличие от юлианского, по датам практически не смещаются дни весеннего и осеннего равноденствия.

Переходить на Григорианский календарь мир начал еще в XVI веке, последним на новое исчисление перешел Китай в 1948 году. Своими календарями до сих пор пользуются Таиланд и Япония.

В Советской России григорианский календарь был введен в январе 1918 года декретом Совнаркома «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». После вступления документа в силу, все жители страны легли спать 31 января, а проснулись уже утром 13 февраля.

Русская православная церковь отказалась переходить на григорианский календарь и до сих пор продолжает пользоваться для вычисления «неподвижных» праздников юлианским. Такой же системы сейчас придерживаются Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, а также афонские монастыри. Католическая церковь отмечает Рождество по новоюлианскому календарю, который до 2800 года полностью совпадает с григорианским. Во многих странах (например, в Израиле, Индии, Китае) для установления дат традиционных праздников используются разные календари, что не мешает им во все остальные дни жить в едином со всем миром времени.

Что изменится

Если правительство послушает Жириновского и вернет юлианский календарь, нам придется праздновать Новый год позже, а дата, соответствующая 7 января, превратится в 25 декабря. Но это не значит, что мы будем праздновать Рождество в один день с католиками - совпадать будут только цифры и названия месяцев.

И если сейчас у нас с другими странами не совпадают только Рождество и другие церковные праздники, то после нововведения, предложенного Жириновским, «поедут» все даты, в том числе и Новый год - нам придется праздновать его на 13 дней позже, и значит, Старый Новый год перестанет быть Старым.

«Вы знаете, мне просто кажется, что подавляющее большинство стран живет по григорианскому календарю и возвращаться к юлианскому - это немножко странно. Все равно, что отдельный человек будет жить по какому-то своему времени. Точно также в отдельно взятой стране жить не в ногу со всем временем как минимум странно. Постараюсь воздерживаться от более резких слов», - прокомментировал экономист Антон Суворов.

Идеология исторической отсталости

Доктор экономических наук, профессор МГУ Сергей Губанов, напротив, от более резких слов решил не отказываться. По его мнению, данное предложение и его одобрение чрезвычайно опасно для развития страны и государственной политики.

«Я думаю, что Владимир Вольфович озвучил то, о чем его попросила РПЦ. Календарное отграничение - это большая идея отграничения России от остального мира. Эти люди считают, что таким образом смогут защитить Россию от влияния иностранного капитала или от влияния новых достижений науки и техники, вообще от зарубежного влияния. Это очень идеалистично и очень похоже на нашу церковную братию, которая живет дореволюционными представлениями об остальном мире», - сказал эксперт.

По его словам, одобрение предложенной инициативы будет свидетельствовать о том, что мы повторяем путь царской России, когда наука развивалась вопреки церкви. В качестве примера профессор привел Михаила Ломоносова, которому «пришлось пробивать путь России к превращению в научную державу в яростном столкновении с церковной олигархией».

«Реальные мотивы говорят о том, что эти люди вознамерились Россию отделить не столько от Запада, сколько от научного прогресса, то есть сделать государственной идеологией идеологию исторической отсталости. <…> Вот что самое тревожное», - считает Губанов.

Переход на юлианский календарь будет означать потакание правительства РПЦ и нанесет удар «черносотенной силы» на научное и общественное сознание страны. Речь идет о том, светским или церковным государством является РФ. И даже сама постановка такого вопроса показывает, что страна прекращает быть великой научной державой, добавил эксперт.

Католики и протестанты, живущие по Григорианскому календарю, а также поместные православные церкви мира, придерживающиеся Новоюлианского календаря, встречают в ночь с 24 на 25 декабря праздник Рождества Христова.

Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество отмечается во многих странах мира, разнятся только даты и календарные стили (юлианский и григорианский).

Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова после победы Константина Великого (ок. 320 или 353 ). Уже с конца IV в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января).

И в наше время Православное Рождество "отстает" от католического на 13 дней; католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные - 7 января.

Это произошло из-за путаницы календарей. Юлианский календарь, введенный в обиход в 46 году до н.э. императором Юлием Цезарем, добавляющий в феврале еще одни сутки, был гораздо удобнее, чем старый римский, но все-таки оказался недостаточно четким - "лишнее" время продолжало накапливаться. За каждые 128 лет набегали одни неучтенные сутки. Это привело к тому, что в XVI веке один из самых важных христианских праздников - Пасха - стал "наступать" намного раньше положенного срока. Поэтому папа римский Григорий XIII предпринял очередную реформу, заменившую юлианский стиль на григорианский. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

Так в 1582 году в Европе появился новый григорианский календарь, тогда как в России продолжали пользоваться юлианским.

В России григорианский календарь был введен в 1918 году , однако церковь такого решения не одобрила.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия. Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на "Новоюлианский" календарь. Но это вызвало протесты в церковном народе и постановление было отменено менее, чем через месяц.

Вместе с Русской Православной Церковью в ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, Юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.

Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются не "католическим" Григорианским календарем, а так называемым "Новоюлианским", который пока совпадает с Григорианским. Расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году (расхождение Юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, Григорианского - за 3 тысячи 333 года, а "Новоюлианского" - за 40 тысяч лет).

В Православии Рождество входит в число господских двунадесятых праздников и предваряется 40-дневным Рождественским постом. Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, и Польская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь (в пределах Украины), старообрядцы и старостильные церкви празднуют 25 декабря (7 января) по юлианскому календарю. Константинопольская, Элладская, Болгарская и ряд иных поместных православных церквей празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю. После введения григорианского календаря в Советской России в 1918 году юлианский календарь остался только в Румынии, Югославии и Греции, в которых господствующая православная церковь продолжала сопротивляться введению нового календаря. Однако католическая часть населения этих стран уже давно отмечала все праздники по новому стилю, а православная - по старому. Такой разнобой приводил к недоразумениям, вынудивших церковь и правительственные органы заняться календарной реформой. В мае 1923 года в Константинополе состоялся собор православных восточных церквей, созванный патриархом Мелетием IV. На нём был обсужден календарный вопрос и принято решение о реформе. Чтобы не принимать григорианский календарь, «исходящий от католического папы», было решено ввести календарь, названный новоюлианским. Этот календарь был разработан югославским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем (1879-1956). Его статья, появившаяся в 1924 году в астрономическом вестнике «Astronomische Nachrichten», называлась: «Конец юлианского календаря и новый календарь Восточной Церкви». В отличие от григорианского календаря в нём выбрасываетя не 3 суток в 400 лет, а 7 суток в 900 лет. Но решение Константинопольского собора осталось невыполненным. Ранее, в 1919 году, Румыния и Югославия, а позже и Греция ввели у себя григорианский календарь. Церкви Русская, Сербская и Иерусалимская использовали прежний, юлианский календарь. Лишь Константинопольский Патриархат и некоторые этногреческие Православные Церкви в настоящее время практикуют новоюлианский календарь.Католическая церковь - 25 декабря по григорианскому календарю. Армянская апостольская церковь - 6 января.

Римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей празднуют 25 декабря по современному григорианскому календарю.

Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, а также восточнокатолические церкви празднуют 25 декабря по юлианскому календарю (т. н. «старому стилю»), что соответствует 7 января современного григорианского календаря.

Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и некоторые другие православные церкви празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю, который до 1 марта 2800 года будет совпадать с григорианским календарём, то есть одновременно с другими христианскими конфессиями, отмечающими Рождество по «новому стилю».

Древневосточные церкви празднуют Рождество 6 января в один день с Крещением Господним под общим именем Богоявления.

Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т. п.) не привели к какой-либо конкретной дате. По-видимому, исторический Иисус родился между 7 и 5 годами до н. э. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году.

Счисление, положенное в основание нашей эры, было сделано в 525 году римским монахом, папским архивариусом, Дионисием Малым. Дионисий, возможно, основывался на данных Хронографического сборника за 354 год (Chronographus anni CCCLIIII). Здесь рождение Иисуса отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, то есть на 1 г. н. э. Запись в Хронографе 354 г. имеет вид: Hos cons. dominus Iesus Christus natus est VIII Kal. Ian. d. Ven. luna XV («При этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ в пятницу 15-й луны»), то есть 25 декабря.

В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 годом до н. э. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой) до 7 года н. э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период. Однако даты после 4 года до н. э. маловероятны по двум причинам. Во-первых, по евангелическим и апокрифическим данным Иисус родился во времена Ирода Великого, а тот умер в 4 году до н. э. (по другим данным, в 1 году до н. э.). Во-вторых, если принять поздние даты, то получается, что ко времени своей проповеди и казни Иисус был бы слишком молод.

Как отмечает исследователь Роберт Д. Майерс: «Библейское описание рождества Иисуса не содержит указания на дату события. Но сообщение Луки (), что „были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего“, указывает на то, что Иисус родился летом или ранней осенью. Так как декабрь в Иудее холодный и дождливый, пастухи, по всей вероятности, ночью искали бы убежища для своего стада». Однако, согласно Талмуду, пастухи, пасшие стада для храмовых жертв, бывали на полях даже за тридцать дней до Пасхи, т. e. в феврале, когда количество дождя в Иудее бывает весьма значительно, что опровергает мнения критиков.

Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество, так как, по иудейскому вероучению, рождение человека - «начало скорбей и болей». Однако царь «Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским» (). Для христиан более важным с вероучительной точки зрения был и является праздник Воскресения Христова (Пасха).

25 декабря как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском» впервые упоминает римский Хронограф 354 года, основывающийся на календаре, восходящем к 336 году. В тот же день там отмечен римский гражданский праздник N(atalis) Invicti. Это относительно позднее свидетельство наводит на мысль, что Рождество было пост-Никейским праздником, учреждённым в пику и как реакция на dies natalis solis invicti (День рождения Непобедимого Солнца), установленный в 274 году императором Аврелианом.

Согласно другой точке зрения, донатисты праздновали Рождество ещё до IV века (возможно, уже в 243 году), и дата его уже была вычислена. Датой празднования Благовещения было установлено 25 марта (7 апреля), так как к моменту установления Юлианского календаря на 25 марта чаще всего приходилось весеннее равноденствие - некий образ уравновешенности двух природ в Иисусе Христе: Божественной и человеческой. Прибавление к этой дате девяти месяцев - периода беременности человека - соответственно даёт 25 декабря (7 января). Как раз на 25 декабря тогда же приходился день зимнего солнцестояния, после которого продолжительность светового дня в Северном полушарии Земли начинает прибывать, что послужило поводом для языческих народов считать 25 декабря днём рождения бога Солнца. Для христиан Солнцем Правды является Иисус Христос, и 25 декабря является очень символичным. Поэтому Рождество Христово стало восприниматься ещё и как праздник света, а в христианских храмах начали ставить ветвистое дерево со множеством светильников - прообраз Рождественской ёлки.

В IV веке Восток (кроме Армянской церкви) и Запад заимствовали даты друг друга, установив отдельные праздники для Рождества и Крещения Господня. Впрочем, дата празднования Благовещения жёстко привязана к Рождеству далеко не всегда: в амвросианском обряде воспоминанию Благовещения посвящено последнее (шестое) воскресение Адвента, в мосарабском - 18 декабря.

В 1923 году на Всеправославном Соборе в Константинополе представителями 11 автокефальных православных церквей было принято решение о переходе на «новоюлианский календарь» (в настоящее время совпадает с григорианским). В наше время по новому стилю Рождество отмечают Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Американская Церкви, а также Церковь Чешских земель и Словакии. 4 Поместных Патриархата - Иерусалимский, Русский, Грузинский и Сербский следуют юлианскому календарю. Также Рождество по юлианскому календарю (7 января по григорианскому календарю) празднуют в Афонских монастырях. Юлианскому календарю следуют также все «старокалендарные» деноминации греческой Церкви, а также истинно-православные синоды, отделившиеся от вышеперечисленных автокефалий и патриархатов.

Рождество Христово — один из самых важнейших христианских праздников. В этот день в городе Вифлеем родился сын Божий Иисус Христос.

Православная церковь отмечает Рождество Христово 7 января, а западные христиане, которые живут по григорианскому календарю, — 25 декабря.

Sputnik Грузия поинтересовался, с чем связано это временное несоответствие празднования Рождества в прошлом и в настоящее время.

Рождество Христово

Праздновать Рождество Христово стали в первые века христианства — установлен праздник в честь Рождения Девой Марией Сына Божьего во плоти. Иисус Христос, согласно Евангелию, родился в иудейском городе Вифлеем во времена правления императора Августа.

Мария, мать Иисуса Христа, и ее муж Иосиф пришли в Вифлеем из города Назарет, где они жили, выполняя приказ правителя Августа явиться всему населению на перепись.

Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в пещере, предназначенной для стойла скота, так как гостиницах Вифлеема все места в связи с переписью были заняты. Пресвятая Дева родила Сына Божия в пещере, спеленала Богомладенца и положила в ясли — кормушку для скота.

Весть о рождении Спасителя мира, среди полночной тишины, когда все человечество было объято сном, услышали пастухи, сторожившие стадо. С вестью о том, что в мир пришел Спаситель, явились ангелы пастухам, которые первыми пришли в пещеру поклониться Богомладенцу.

На небе в момент рождения Спасителя засияла Вифлеемская звезда, которая согласно восточным пророчествам, означала время пришествия в мир Божьего Сына - Мессии, которого иудейский народ ждал.

Новорожденному Спасителю поклонились и древние мудрецы, которые достигли Вифлеема, следуя за путеводной звездой. Волхвы принесли Сыну Божиему дары Востока — золото, ладан и смирну, которые имели глубокий смысл.

В частности, золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть, так как смирной помазывали умерших в те далекие времена.

Традиция изготавливать Вифлеемскую звезду и украшать ею новогоднюю елку пришла с тех давних времен. Отмечать это событие как праздник стали значительно позже — одно из первых упоминаний о празднике Рождества Христова датируется IV веком.

История праздника

В Восточных и Западных Церквях до IV века Рождество Христово, которое соединялось с праздником Крещения, праздновали 6 января - этот праздник был известен под именем Богоявления.

Воспоминание и прославление события явления Сына Божия во плоти было основной целью установления праздника.

Впервые Рождество Христово было отделено от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века. Папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова в 337 году.

С тех пор Рождество Христово весь христианский мир отмечает 25 декабря. Составляет исключение Армянская Церковь, которая по сей день 6 января отмечает Рождество и Крещение Господне как единый праздник Богоявления.

Церковь, перенося праздник на 25 декабря, хотела создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем.

Кроме того, отцы церкви считали, что 25 декабря более всего исторически соответствует дню рождения Господа Иисуса Христа.

Празднование Рождества Христова в Восточной Церкви 25 декабря было введено позже, чем в Западной — во второй половине IV века. Раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня впервые было введено в Константинопольской Церкви около 377 года. Из Константинополя обычай праздновать 25 декабря Рождество Христово распространился по всему православному Востоку.

Празднует Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю, то есть 7 января Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская и Польская православные церкви, афонские монастыри (в Греции), а также придерживающиеся юлианского календаря католики восточного обряда и некоторые протестанты.

Рождество Христово 7 января справляют также Коптская православная церковь в Египте, православные и греко-католики на Украине, православные Македонии, Беларуси, Кыргызстана и Казахстана.

Разница в датах

Разница в датах празднования у католиков и православных возникла после проведения Римско-католической церковью в 1582 году календарной реформы, которые не были признаны Православной церковью.

Юлианский календарь, введенный в обиход императором Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры, был гораздо удобнее, чем старый римский, но все-таки оказался недостаточно четким. Поэтому папа римский Григорий XIII в XVI веке провел реформу, цель которой состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

Папа Григорий ввел новый, григорианский календарь (новый стиль), а Православная церковь продолжала отмечать церковные праздники по-старому — юлианскому календарю.

В год, когда был введен григорианский календарь, по которому сейчас живет большинство стран мира, включая Грузию, различие между старым и новым стилями составляло 10 суток, а в нашем столетии - 13 суток.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Христианские конфессии, живущие по григорианскому и так называемому новоюлианскому календарю, отмечают Рождество Христово на две недели раньше, чем православные христиане, придерживающиеся так называемого «старого стиля». Рождество в западной религиозной традиции считается главным праздником, с которым связано радостное ожидание чуда.

Когда отмечается католическое Рождество

Рождество по григорианскому и новоюлианскому календарю отмечается 25 декабря . Предрождественский сочельник отмечается 24 декабря , и вечером в этот день проходят все главные рождественские службы.

Кто отмечает Рождество 24-25 декабря

Когда отмечают Рождество в России и на Украине

Русская православная церковь отмечает праздники по юлианскому календарю, поэтому в России Рождество встретят в ночь с 6 на 7 января . Этот праздник является в России выходным днем.

На Украине и в Белоруссии также большинство православных отмечает Рождество вместе с россиянами - 6-7 января. Но на Украине ради католиков и представителей других конфессий, которые живут по григорианскому календарю (а таких среди украинцев немало, хотя и не большинство), 25 декабря также объявлено выходным днем. Впрочем, это, наверно, к лучшему, поскольку лишний праздничный день - это всегда хорошо, тем более, когда речь идет о Рождестве.

История Рождества

Рождество связано с евангельской историей о рождении сына божьего Иисуса Христа у девы Марии .

Согласно Евангелию, в год рождения Иисуса по указу императора Августа в Римской империи, частью которой были Иудея, проводилась перепись населения. Для удобства для переписчиков всем жителям Иудеи было приказано явиться в город своего рождения. Супруг девы Марии святой Иосиф был потомком царя Давида , и его «малой родиной» был Вифлеем. Мария, в это время уже беременная, отправилась в Вифлеем вместе с мужем.

Однако в Вифлееме из-за наплыва гостей Марии и Иосифу не удалось попасть в гостиницу. Когда подошел срок родов, Мария родила ребенка Иисуса в пещере, в которой прятали скот от непогоды.

После рождения Иисуса первыми ему пришли поклониться пастухи, которым о рождении сына божьего сообщил ангел. Следом пришли волхвы, которым путь к пещере указала звезда, появившаяся на небе в момент рождения Иисуса. Волхвы принесли Иисусу царские дары - золото, ладан и смирну. Этим даром волхвы дали понять, что видят в младенце Иисусе царя божьего.

Согласно католической традиции, волхвов, которые сами были царями (по другой версии - магами) звали Мельхиор, Каспар и Бальтазар .

Узнав о рождении сына божьего, тогдашний царь Иудеи - жестокий Ирод - решил уничтожить Иисуса. Ирод не стал разбираться и велел убить в Иудее всех младенцев в возрасте до двух лет (знаменитое избиение младенцев).

Однако ангел божий спас Иисуса и его семью. Ангел велел Иосифу вместе с Марией и ребенком бежать в Египет, где святое семейство скрывалось до самой смерти Ирода, после чего благополучно вернулось в Иудею.

Католическое Рождество - традиции праздника

Католики начинаются готовиться к Рождеству заранее - за месяц. Предрождественский период называется Адвент, он включает в себя молитвы, пост (не такой строгий, как Рождественский у православных), а также различные мероприятия, связанные с благотворительностью.

Адвент посвящен ожиданию чуда Рождества, поэтому в это время в Европе проводятся различные рождественские мероприятия - ярмарки, спектакли и т.д. Самые грандиозные предрождественские ярмарки проходят в Германии.

Католический Сочельник

В этот день у верующих принято держать строгий пост. Желательно целый день ничего не есть, а когда на небе загорится первая звезда, «разговеться» сочивом - сваренными в меду зернами различных злаков. В это время в католических и протестантских храмах проходят праздничные службы, а затем люди отправляются домой и садятся за праздничный стол, на котором традиционно присутствуют мясные деликатесы.

Католические рождественские традиции

Вертепы

Со средневековья в Западной Европе появился обычай устраивать на Рождество рождественские вертепы - делать игрушечные ясли с куклами в виде девы Марии, младенца Иисуса, святого Иосифа, пастухов, волхвов и т.д.

Колядки

На Рождество европейцы, особенно дети любят колядовать - наряжаться в карнавальные костюмы и маски и ходить по улицам и домам, распевая рождественские гимны. Певцам принято давать сладости или деньги.

Рождественская ель

Главный рождественский обычай, который еще в петровские времена попал в Россию черед приезжих немцев - ставить в домах и на площадях наряженную ель, которая символизирует райское дерево.

Санта Клаус

Санта Клаус (он же святой Николай ) - это рождественский дед, который приносит детям подарки на Рождество. В западной традиции считается, что, подобно святому Николаю, Санта заходит в дома по ночам через дымоход, оставляя подарки под елкой или в специальном носке, подвешенном у камина.

***
Как мы ждем этот чудный праздник,
Снова мир озарен волшебством,
Сколько радости, сколько счастья
Нам с тобой принесет Рождество!

Время праздника, время подарков,
Время счастья, покоя, чудес,
Пусть звезда Рождества светит ярко,
Нам любовь, посылая с небес!

***
Рождество пусть озаряет
Каждый дом,
Веру в бога укрепляет,
Ибо в нем -
Утешение отрада, и опора.

И надежда в том,
Что скоро мы поймем:
Ничего дороже в мире нет любви,
С нею мы как будто выше от земли.

Рождество об этом нам напомнит вновь,
Даст дорогу чудесам пускай любовь.